В России интерес к индуизму проявился после того, как тверской купец Афанасий Никитин опубликовал записи «Хождение за три моря» (1475 г.), где делился наблюдениями за жизнью и обычаями народов Индии. В XVI веке, вместе с индийскими купцами в Россию приходит индуизм. В XVII веке в Астрахани появилось индийское подворье, на территории которого действовал индуистский храм. Индийцам было дозволено совершать религиозные обряды в соответствии с индуистскими традициями и обычаями, из царской казны им предоставлялись ссуды, они платили небольшой оброк и были освобождены от других податей и каких-либо повинностей.
В 1788 году по указу царицы Екатерины II и по благословению Священного Синода была впервые переведена и издана на русском языке «Бхагавад-гита» — один из основных текстов философии индуизма. В последующем интерес к «Бхагавад-гите» усиливался — было издано более 5 различных её переводов. Индуистские эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна» входили в программу по истории в русских гимназиях и университетах XVIII—XX веков.
Император Николай II посещает в январе 1891 года Индию. По его воспоминаниям, он испытывал в храмах Индии такие же ощущения, что и у себя дома. В 1914 году под руководством индолога, академика Российской Академии Наук С.Ф.Ольденбурга создан проект переноса ведического храма из Бомбея в Петербург, однако осуществлению проекта помешала Первая мировая война.
Со времен своего первого появления в России и до сегодняшних дней индуизм развивается в лице возрастающего количества последователей, школ и течений. Многие ученые, историки, политики и религиозные деятели изучают священные писания индуизма, отмечая их нетленную актуальность и практичность.
Численность последователей
Согласно религиозной переписи населения 2010 года, в России насчитывается 140 000 последователей индуизма, и с развитием и укреплением партнерских отношений между Россией и Индией это количество заметно растет. В настоящее время в России насчитывается около 100 официально зарегистрированных индуистских религиозных организаций.